Основатель научной школы – Софронова Наталия Викторовна (1958 г.р.), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники (2006-2015 гг.), профессор кафедры информатики и ИКТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Имеет сертификат U. S. Academic Credentialing Commission (Chicago, IL USA) Professor of Computing Science and Computing Engineering, Doctor of Science (D. Sc.) and Doctor of Philosophy (Ph. D.) in Education, Master of Science (M. S.) in Mathematics (Reference 165021/JDN, Date of Report 06 Jun 2013).

Софронова Н. В. - действительный член Академии информатизации образования (1999), Инженерно-технологической академии Чувашской Республики (2000), общественной организации «Женщины в науке и образовании» (1995), является руководителем общественной организации дополнительного профессионального образования «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования».

В 1999 году Софронова Н. В. защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.01 на тему «Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами (на примере общеобразовательной области “Информатика”)».

Софронова Н. В. является руководителем аспирантуры по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания при кафедре информатики и ИКТ ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева» и магистратуры по направлениям 44.04.01 «Информатика в образовании» и 09.04.03 «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении».

Софронова Н. В. с 1999 по 2006 года являлась одним из руководителей Комплексной программы Российской Академии образования «Информационные и коммуникационные технологии в системе общего и профессионального образования».

Научная деятельность Н. В. Софроновой поддержана грантами: Министерства образования и молодежной политики Чувашии (1998, 2006), Президентский грант № 17-2-008432 (2017).

С 2000 по 2006 годы работала членом диссертационного совета при институте информатизации образования Российской академии образования по специальностям 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень высшего профессионального образования) и 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования). Выступала оппонентов 18 диссертационных исследований по педагогике в вузах: ИИО РАО (Москва), МГПУ, (Москва), ВГИПУ (Нижний Новгород), ННГПУ (Нижний Новгород), ВГСПУ (Волгоград), РГУ (Рязань), ЧГПУ (Челябинск), ЧГПУ (Чебоксары) и социологии (РГСУ, Москва).

Список кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК и защищенных под руководством Софроновой Н. В.:

  1. Богомолов Андрей Викторович (13.00.01) «Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся (при использовании средств информационных технологий в процессе обучения)», Чебоксары, ЧувГУ, 1999.
  2. Горохова Римма Ивановна (13.00.01) «Блочно-модульная система подготовки будущих учителей к проведению педагогического эксперимента», Чебоксары, ЧувГУ, 2000.
  3. Бакшаева Наталия Витальевна (13.00.01) «Научно-методическая служба как средство повышения эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей», Москва, ИОСО РАО, 2004.
  4. Щипцова Анна Владимировна (13.00.02 (информатика, уровень   высшего профессионального образования) «Методические подходы к формированию компетенций в области систематизации информации (в процессе изучения курса информатики  студентами экономических специальностей)», Москва, ИИО РАО, 2004.
  5. Иванова Рената Вениаминовна (13.00.01, 13.00.08) «Совершенствование системы управления качеством образования в вузе: организационно-методический аспект», Йошкар-Ола, МГПИ, 2004.
  6. Декина Анна Пантелеевна (13.00.02 - информатика, уровень  высшего профессионального образования) «Методические подходы к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов  педагогических вузов (на примере общеобразовательного курса информатики)», Москва, ИИО РАО, 2004.
  7. Речнов Алексей Владимирович - защищена (13.00.02 - информатика, уровень высшего профессионального образования) «Методические аспекты использования специализированных автоматизированных систем в процессе информационной подготовки студентов специальности "Прикладная информатика (в экономике)», Москва, ИИО РАО, 2005.
  8. Морозова Надежда Ниловна (13.00.08) «Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов технических специальностей в системе открытого образования (на примере курса «Математика»)», Чебоксары, ЧГПУ, 2009.
  9. Иванова Светлана Владимировна (13.00.02 - информатика) «Методическая система обучения решению эвристических задач по информатике в начальной школе», Челябинск, ЧГПУ, 2009.
  10. Ситка Игорь Васильевич (13.00.08) «Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе  ситуационного моделирования», Чебоксары, ЧГПУ, 2011.
  11. Максимова Любовь Геннадьевна (13.00.02 - информатика, уровень высшего профессионального образования), «Методическая система подготовки будущих учителей к обучению информатике на пропедевтическом уровне», Нижний Новгород, ННГУ, 2011.
  12. Кузнецов Николай Орестович (13.00.02 – информатика), «Проектирование и реализация индивидуальных траекторий обучения школьников программированию на базовом уровне», Нижний Новгород, ННГУ, 2012.
  13. Григорьев Юрий Владиславович (13.00.01), «Моделирование процесса дистанционного группового обучения студентов вуза», Чебоксары, ЧГПУ, 2012.
  14. Лобышева Татьяна Михайлова  (13.00.08) «Формирование профессиональной компетенции будущих менеджеров индустрии туризма на основе интегративного подхода», ЧГПУ, 2013.
  15. Никитин Петр Владимирович  (13.00.02 (информатика)), «Формирование предметных компетенций будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода», Москва, МГПУ, 2013.
  16. Антонов Станислав Юрьевич (13.00.08) «Совершенствование профессиональной подготовки будущих инженеров пожарной безопасности на основе интеграции учебной деятельности и производственной практики», Чебоксары, ЧГПУ, 2014.
  17. Шевардина Мария Сергеевна (13.00.08) «Интенсификация учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения теологии», Йошкар-Ола, МарГУ, 2015
  18. Прошина Людмила Матвеевна (13.00.01), «Эволюция педагогического взаимодействия в отечественном среднем профессиональном образовании (конец XX-начало XXI вв.)», Йошкар-Ола, МарГУ, 2015.

Аспиранты:

  1. Сорокин Сергей Семенович (13.00.01) «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения робототехнике»;
  2. Коллэ Ксения Валентиновна (13.00.02-информатика) «Дополненная реальность как средство обучения программированию учащихся общеобразовательных школ»;
  3. Шушканов Андрей Александрович (13.00.02-информатика) «Методика использования технологии виртуальной реальности для обучения людей с ограниченными возможностями».

Софронова Н. В. имеет 7 авторских свидетельств. Ею опубликовано более 240 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе статья SCOPUS (1995), две статьи Web of Science (2019), 20 статей в ведущих рецензируемых журналах, 5 монографий, учебники с грифом УМО, учебники по информатике для начальной школы. Из публикаций наиболее значимые:

  1. Sofronova N. Teachers’ Attitudes Toward the Use of New Information Technologies // Russion Education & Society. – 1995. - № 3. (Scopus).
  2. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие для педагогических вузов.– М.: Высшая школа, 2004. – 226 с. (Гриф УМО РФ) 
  3. Софронова Н. В., Ситка И. В.  Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для педагогических вузов - Чебоксары :  ЧГПУ, 2010. – 216 с. (Гриф УМО РФ)
  4. Робототехника как инновационное направление обучения информатике в школе // Инновационные информационные технологии : Материалы  III Международной научно–практической конференции (Чехия, Прага, 21–27 апреля 2014). – М. : ВШЭ, 2014. – С. 120–124.
  5. Софронова Н. В. Введение в педагогическое исследование – Чебоксары: КЛИО, 2015. – 229 с.
  6. Система пропедевтического обучения информатике // Начальная школа. - № 3. – 2016. – С. 28-32.
  7. Софронова Н. В., Игнатьева Э. А. Psycho virtual communicant of students // Fundamental science and technology - promising developments X: Proceedings of the Conference. North Charleston, 12-13.12.2016, Vol. 3 - North Charleston, SC, USA:CreateSpace, 2016, p. 233, 95-98 p.
  8. Sofronova N., Belchusov A. Didactic potential of remote contests in computer science // Mathematics and Informatics. -Volume 62, Number 3, 2019- p. 352-363. (Web of Science)
  9. Sofronova N., Romanenko Yu., Belchusov A., Ignateva E. Public Organizations in the Development of Informatization of Education: A Case Study from Russia // Journal of History Culture and Art Research - Cilt 8, Sayı 3 (2019). – p. 46-59. (Web of Science)
  10. Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие для педагогических специальностей. – М. : Юрайт, 2019. – 401 с. (Гриф УМО)

Монографии:

  1. Софронова Н. В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. - М.: ИИО РАО, 1998. – 178 с.
  2. Софронова Н. В., Ларионова Т. А. Инновационные технологии управления в системе высшего профессионального образования. - Чебоксары: ЧГПУ, 2008. – 193 с.
  3. Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и практика организации дистанционных конкурсов по информатике : Монография - LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Deutschland, 2011. – 258 p.
  4. Софронова Н. В., Горохова Р. И. Моделирование педагогических систем : Монография - LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Deutschland, 2012. – 216 с.
  5. Софронова Н. В., Игнатьева Э. А. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе : Монография - М. : Спутник+, 2014. – 196 с.

Профессор Софронова Н. В. имеет следующие награды:

  1. Две благодарности с занесением в трудовую книжку за высокие достижения в научно-исследовательской работе (в 1996  и 1998 гг.).
  2. Почетная грамота Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (2007).
  3. Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2012).
  4. Звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2013).
  5. Звание «Ветеран труда» (2013).